Текст: \\gustow\docs\idiot.shtml

<.>

Ф.М. Достоевский "Идиот"

Сначала как обычно надо обратить немного внимания на биографию писателя.

В жызни Ф.М. Достоевского было настолько много всякой хуйни, при чом на всем протяжении, что невольно хочется назвать Г.Г. Маркеса кисейной барышней или принцесой на горошине. (Говорю так почитав очерк "22 400 000 кв. км без рекламы Кока-Колы"). Эпилептические припадки, игры в карты, авантюризм (ебнутые затеи с растратой денег) не могут не вызывать уважения у современных читателей. Ничего правда не сказано было ли у него повышенное давление (скорей всего да т.к. эпилепсия) и астматические симптомы. Алкоголизм и наркомания так же остаются под вопросом.

Соответсвенноо все это служило благоприятной почвой для произрастания и оформления талантливых идей. На примере Г.Миллера мы можем видеть что как только человек начинает жыть в нормальных условиях (читай доход от $999/month), отсутсвие войны; вобщем добивается некой цели, он сразу гонит слащавое чтиво для мусорной карзины. У Достоевского же жызнь ежедневно подкидывала гамна.

Теперь перейдем непосредственно к произведению "Идиот".
Началось все с того, что я решил посмотреть кино "Даун-Хаус" (см. экслер.ру), а т.к. оно поставлено на основе книги "Идиот", я посчитал что будет стыдно не прочесть оригинал. Написание этой статьи я откладывал до просмотра фильма, но чото его мне до сих пор найти не удалось. Так что будь что как там.

С первых же страниц я понял, как хорошо, что не сел его читать в более раннем возрасте, к примеру 3-5 лет назад. Да и вообще, судя по тому, что роман был написан в после 45, я мог не осознать более 50% матерьяла. Так что последующий текст не есть истина в последней инстанции а скорее тезисы для обсуждения и спора.

Теперь посмотрим на произведение в аспекте юмора и сатиры, иначе блять просто можно перегрузить голову. Если обратиться к структуре, но она больше всего напоминает многопоточное приложение (привет всем еПр), выбирается некотрый процесс и развивается в своем окружении. Уследить за всем бывает не очень просто. В критике, особенно более старой рассматривается обычно небольшая часть всей круговерти. Да и сам автор часто вводит каких-то героев или закрутку так и не раскрыв их тайное предназначение.

Молодой (26) человек приежжает в Питербург из Швейцарии, чтобы немного здесь пожыть, а так же получить наследство от умершей тетошки. Тут же он попадает в так называемое "дворянское гнездо", над которым автор проводит иронии на грани глумления. Настоящее глумление проводится в более ранних повестях.

Раньше в критике писали: Молодой человек, которого считают за идиота и вольнодумца постепенно выставляет ебанутыми всех членов высших слоев общества Питербурга конца 19-го века.

Наиболее подробно рассматриваются 2 семейства 2 ячейки общества - Епанчины, а так же Иволгины. С Иволгиными все еще более менее понятно, сумашедший отец генерал (имя через 120 лет взято сценаристами фильма "Особенности нац. охоты"). Дочь вроде более менее трезвомыслящая, так скажем расчетливая. Сын бездельник, который за 75 тысяч хочет вытти замуж за безродную Настасью Филипповну.

Аристократия того времени представляет из себя зрелище жалкое при чом в добавок еще и ебанутое. Особенно конечно бабы. Старухи придумывают скандалы и перевороты из совершенной хуйни, а так же вспоминают что они "танцавали на выпуске с шалью" (что является по их мнению высшим достижением). Молодые девки же в лучшем случае ищут сюжета для новой картины которую бы так прекрасно бы было написать, а в худшем устраивают интриги со втягиванием туда по 10-20 человек и это им кажется "так мило" или блять от переизбытка чувств. Нам же ясно, что вся такая хуйня происходит от безделья, пресыщенности матерьальными средствами, а так же полного отсутствия воспитания (читай валенком по ебалу) и главное, недоеба в связи с тогдашним запретом добрачных связей.

Хотя на последнем можно остановиться более подробно. Центр произведения - ебанатка Настасья Филипповна. Автор предлагает читателю определиться надо ли относиться к ней снисходительно или все-таки нет, приводя биографию. Детство Настасьи проходило трудно, точнее она осталась без родителей, её обеспечение в 12 лет повесили на т.н. благодетеля Тоцкого. Он скорей отправил её в деревню, что логично - там продукты дешевле и не надо покупать дорогие шмотки, где она спокойно себе жила 4 года. Но как-то летом Тоцкий приехал в отпуск и охуел. По словам автора - в 16 лет она была очень даже ничего, воображение героя тут же дорисовало упругие сиськи и подтянутую жопу и Тоцкий её соблазнил. Увидеть все это тогда было практически невозможно, потому как в бабы носили ебнутые кружева и оборки по 50 сантиметров плюс корсеты. Поэтому кто-кого соблазнил это я вам скажу очень большой вопрос.

И тут данный герой делает очень большую ошибку. Он нанимает ей учителей (хотя это еще подбеды судя по тому уровню образованья), выписывает модных шмоток и французкой помады, тем самым сеет в неё зерно стервы. В течение нескольких лет он приежжает её ебать на пару недель или даже месяц, пока не решается забить на это и привезти ей Питербург и дать денег на такси (читай 75 тыс. приданного).

От таких раскладок баба начинает ехать головой. Вокруг неё вьються несколько реальных женихов при чом 26-30 лет, а она капризничает и стервит. Мало того она все время донимает своего бывшего соблазнителя что он виноват в её нелегкой судьбе. В современном обществе можно было бы сказать: "да пошла ты нахуй иди работай продавщицей", а тогда блять элита, дворяне и так далее, можно было потерять положение.

В трех крупных произведениях Достоевского, которые я читал (еще "Бесы", "Преступление и наказание") поразному рассматриваются моменты соблазнения молодой девки. Мало того в "Идиоте" в начале тоже излагается подобная история в более сжатом масштабе нежели с Настасьей Филипповной. Но там вроде как одназначная вина окружающего общества, хотя тоже есть один ньюанс, а тут вроде как наоборот, но тоже вина общества. Вобщем автор пытался донести умным: "как ни крути, все общество - зажравшиеся свиньи и галимые пидорасы", чем так же пытался заниматься я.

Так же нельзя обойти аспект как автор представляет прогнившую сущность дворянства. Чего стоят так называемые "женихи", которыми считались все неженатые до 55-ти лет включительно. Теперь понятно почему я указывал возраст в скобках.

Портрет каждого из героев продуман до мелочи. Особо трепетно автор относится к фамилиям и именам. Более четко это видно в повестях, о которых, надеюсь, пойдет речь в ближайшее время. Наибольшее отвращение у меня вызвал типаж Лебедева, это пездец кулацкий подпевало, алкоголик и просто тряпло. Большая часть остальных ненамного лучше. Т.н. "хороших" вообще наверное нет. Вот почему Курт Воннегут говорил что Достоевский его любимый писатель - сам взял его манеру.

Конец романа делает практически форму рондо - в начале были князь и Рогожин, при чом Рогожин беден, а князь - идиот, а в конце почти тоже самое, за исключением того что Рогожин в тюрьме.

Я не могу вам рекомендовать роман для обязательного чтения по многим причинам, мало того здесь представлена очень малая часть того что я разглядел. Если книга окажется в ваших руках, то скорей всего сама без чьей либо помощи.


Сказать, што думаешь о статье:

Автор:
Мыло:
Город:
Што думаешь:
 

- Титул -

© 2000-2001 GUSTOW
 
1Ньюз 2Кино 3Мюзик 4Лит 5Жызн 6ПроЯ 7Ссыл 8ГКниг 9Наз 10Вых
 
TopList iz0 какандокало Удафф Машнин