Текст: \\gustow\cinema\129-hero.shtml |
Зеркало для героя - РФ 1987 08.12.2003 Режиссер: Владимир Хотиненко Актеры: Иван Бортник, Сергей Колтаков Гуманитарий с техническим уклоном, находясь в самом цвете кризиса среднего возраста, погряз в проблемах перед самой диссертацией. Он приходит домой к папаше, чтобы сообщить что отправляет его на снятую дачу с песочницей, а родитель вместо согласия зачитывает сыну 300 страниц своего романа про ГЭС и дает отказ. Вобщем герой на психах движется на концерт Наутилуса образца 1986 года, где играет песня "Гудбай Америка" из кинофильма Брат 2. Там происходит его встреча с будущим попутчиком, в прошлом - заключенным на 2 года за безответственность, приведшую к обвалу в шахте. Оба они недопонимают творчество НП. Через некоторое время они попадают сначала на съемки фильма о послевоенном времени, а еще через пару минут герой цепляется за проволочину, падает и оба отправляются в 8-е мая 1949 года. Опускаю период быстрого вникания в ситуацию, герои понимают, что оказываются лицом к ужасающему явлению - повторяющийся день. В 5-30 утра 9-го мая опять начинается 8-е.
Очень похожая ситуация происходит с героем
Дня сурка. К обсуждению этого
непонравившегося мне фильма я еще вернусь, а пока хочу поставить
точку в вопросе "кто первей".
Придя в день-кольцо непросветвленными, герои начинают решать свои проблемы нижнего уровня. Гуманитарий идет трахать бабу, а сидевший инженер пытается закрыть шахту, которая сыграет на в его будущем. Далее у гуманитария идет этап уныния, а инженер пытается решить проблемы более глобально. Паралелльно они осознают бренность бытия в плане денег и плотских удовольствий. Затем инженер отправляется на хождение по людям в роли деда мороза - катать на мотоцикле детей, а так же играть фронтовые песни из будущего инвалидам, а гуманитарий переходит практически на финальный уровень - созерцание. Затем оба осознают, что существует только две возможности выхода - первый - переход в нирвану - по длительности бесконечно велик, второй - бесконечно короток - самоубийство. Последний выбирает инженер, а гуманитарий пытается разомкнуть кольцо вернувшись по обратной дороге из просвещенных, в обычных людей. Как он вернулся я говорить не буду, но в 1987 он встречает-таки и инженера. Схожий возврат используется в фильме-ровеснике Кин-дза-дза. Правда, сам сюжет Кин-дза-дза скорее социальная пародия, тесно связанная со структурой общества. Именно благодаря возврату - "счастливому концу" фильм стоит особняком от серьезно-филосовских лент Тарковского. Правда в конце там есть еще один небольшой сюрприз. Теперь как обещал - ко Дню сурка. Он менее глубокий, так как герою, чтобы выбраться достаточно пройти лишь половину пути героев Зеркала. Во-вторых, ДС портит ужасная Макдауэл. В-третьих, герои ДС - сугубо положительные, в Зеркале я бы их так не стал характеризовать. Остальные интересные аспекты - некоторая ретроспектива жизни в послевоенные времена. Первые 20 минут я сидел и повторял "да я бы там пизданулся". Потом стал обращать на более глобальные аспекты фильма. Хотя по описанию времени - подозрительно мало баб (это учитывая фронтовые потери), потом ситуация с одарением дорогого гостя деньгами тоже конечно вызывает сомнения в реальности, но она подгадана для реализации основной линии, и такое можно простить. Актерская игра фильма на профессиональном уровне. Звокоряд достаточно забавен. Практически он состоит из нескольких послевоенных песен и двух Гудбай Америк в оригинальном и дворовом исполнении. Сам тогдашний исполнитель - рок-музыкант В. Бутусов выглядел вот так. Что из морали. Если не брать пресловутую "матричность", то фильм показывает что очень часто наша жизнь то же самое 8-е мая. каждый день один и тот же путь на работу, учобу и так далее. Вобщем по хорошему - надо бы сдать деньги в рыбный магазин и заняться изготовлением скворечников, но общество крепко зацементировало каждого из нас, поэтому надо искать другие выходы. |
|
Сказать, што думаешь о статье: |
|
- Титул - © 2000-2003 GUSTOW |
|