Текст: \\gustow\music\nom-63.shtml

<.>

НОМ в Кёльне (автор - Эстет)

Коллектив НОМ с единственным концертом в Кёльне - ну как тут можно устоять!

Прознав это, я возымел твердое намерение посетить сие мероприятие. Дело происходило в небольшом клубе под названием "Mütze", то есть, "Шапка".

Я, как всегда, боялся опоздать и приехал всего на пять минут позже, но один прихиппованного вида молодой человек, имевший отношение к организации концерта, сказал мне, что они еще не приехали. Так что я благополучно прождал полтора часа в забегаловке при входе в клуб, потягивая пиво "Kölsch" и наблюдая за игрой в бильярд местной эмигрантской молодежи.

Вид этих молодых людей болью отозвался в моем сердце воспоминаниями о студенческих годах. Люди эти были невероятно похожи на тогдашних студентов питерского Политеха, мне даже показалось, что я каким-то чудом переместился во времени и пространстве.

Я познакомился с одним из молодых людей, который напоминал мне сразу нескольких однокурсников. И что же? Оказалось, что он тоже из Питера, а тот прихиппованный - его брат. Живет он в Германии уже 8 лет. Окончил в Питере школу и уехал (в смысле - приехал в Германию). И многие другие тоже подолгу здесь живут. Так вот в чем дело! То-то они все как из прошлого! Они и есть из прошлого.

Сразу скажу про два больших разочарования. Самое главное, чего я ждал от концерта - это что там будет Ливер, которому из Женевы в Кёльн доехать не так уж трудно. И второе - что там будут продаваться их диски-кассеты и пр. и я смогу приобрести их третий фильм "Фиолетовые Гномы". Так вот не было ни Ливера, ни "Гномов". Ливера не было по той причине, что он теперь всецело поглощен семьей и работой. У него два ребенка, один совсем маленький, а что касается работы, то он уже давно поет в хоре женевского оперного театра, а теперь ему стали предлагать выступления и в качестве солиста. Так, ныне он приглашен в Лозанну для участия сразу в нескольких маленьких ролях в опере Шостаковича "Нос". Ну что ж, остается надеяться, что он не окончательно сменил "Ном" на "Нос".

Что же касается видео, так с этим вообще большие проблемы. Музыканты привезли с собой несколько своих аудио-дисков и кассет и ни одной видео-кассеты. Сами они говорят, что даже в России их видео достать ох как не просто.

До того, как начался собственно концерт, я немного поговорил с художником Копейкиным, участником коллектива НОМ, который сидел при входе и продавал диски и кассеты Нома, книгу Ливера "Рельсы и шпалы" и репродукции своих картин. Так вот он поведал мне, что даже у самих участников коллектива от силы наберется пара видеокассет с их фильмами! Когда же я сказал, что один мой знакомый (это не кто иной, как Gustow) был не так давно в Москве и имел возможность купить "Фиолетовых Гномов", но по простоте душевной этого не сделал, у Копейкина загорелись глаза и он спросил "А где они есть в Москве??!!!"

A что касается некоторых старых видеоклипов, то они скорее всего почили и потеряны для всех нас безвозвратно. Это я про такие шедевры, как, например, "Поганый вальс", "Самба Хопкинс". Печально это. Если вдруг у кого-нибудь читающего эти строки, есть копии этих клипов, буду чрезвычайно признателен, если поделитесь! Пишите мне на адрес lavr@trias-av.de

Около 9 часов вдруг появились собственно музыканты и, более не мешкая, приступили к сценическому действу.

Музыкантов осталось теперь только трое. Это старший Кагадеев (гитара), Гусев (клавиши) и, конечно, Турист, последний оплот артистизма!

Первые же звуки заставили меня содрогнуться - не музыка, а сплошная ритм-секция! А что же Вы, собственно, хотите, когда из инструментов - один лишь компьютер, с которым производил несложные махинации товарищ Гусев, однообразно постукивая по клавишам и изредка что-то переключая, да плюс бас-гитара в руках старшего Кагадеева, отца-основателя НОМ. Тут уж не до жиру. А что делать, раз и сей выдающийся коллектив не миновала печальная, но неизбежная участь раскола и полураспада...

Но да что там музыка, если не она главное! Ведь и в лучшие годы не музыка была их сильной стороной, не музыка правила бал на их концертах и уж тем более в их фильмах и видеоклипах. Не музыка, а неиссякаемый заряд бодрости и веселья, лихой круговорот нелепостей, пьянящий аромат абсурда! Их искренняя бесшабашность подкупала, обезоруживала, пока не была постепенно вытеснена грубым цинизмом и чернушно-матерной беспросветностью...

Я уже сказал про два постигших меня разочарования, теперь же скажу о том разочаровании, которое (о слава Небесам!) вопреки моим тягостным ожиданиям, миновало. Это несостоявшееся разочарование концертом. Да, концерт меня на удивление порадовал. Вот ведь что поразительно - я вновь все ощутил тот их былой жизнеутверждающий накал, который, казалось, уже совсем затух.

Не сразу, конечно. Первая вещь была как раз полностью выдержана в духе НОМа последних лет. Под однообразный, вгонгяющий в депрессию, ритм Турист, эпилептически изгибаясь, ходил по сцене и скрежетал: "Ассс-сс-а-сса! Ассс-сс-а-сса!", а Кагадеев время от времени с ним перекликался какими-то нечленораздельными звуками, стоя при этом подобно столбу и старательно выводя басовый ритм (собственно, он так простоял весь концерт). Но уже даже в этой вещи почувствовался какой-то драйв, возникающий за счет живого взаимодействия двух героев на сцене. И чем дальше - тем круче. В первую очередь, конечно, за счет Туриста. Я вообще за время концерта проникся к этому человеку безмерным уважением, ведь ему выпала нелегкая задача объединить в себе обязанности артиста-затейника (которые были на него возложены изначально) с обязанностями вокалиста, а с его вокальными возможностями это ох как не просто! Но он достойно с этой задачей справляется. Работает Иваном Туристом и Сергеем Кагадеевым в одном флаконе. Я должен скаяать, что он потрясающе умеет приковать к себе внимание. Я не сводил с него глаз в течение всего концерта и мне ни разу не захотелось зевнуть или отойти в сторонку подумать о делах насущных.

Но никак не могу сказать, что все держалось исключительно на одном Туристе. Старший Кагадеев составлял с ним прекрасный тандем, великолепно дополняя его. Его выкрики всегда были окрашены очень убедительной интонацией, и сопровождались очень качественно состроенными гримасами.

Что касается собственно репертуара, то это были в основном либо абстрактно-полубессловесные композиции типа "Ассаса", либо омузыкаленный базар типа "Мушшына, по 4.50 отдам!" или "Училка заболела, контрольной не будет!", либо старые вещи, исполненные по-новому (хотя бы уже в силу того, что пел Турист), из коих были "Мушища", "Черт Иваныч", "Нина-2", "УКМ-2", "Сенька-Мосгхаз". Совсем старых, солнечных хитов (как "УКМ-1", "Хор затейников", "Поганый Вальс"), не было, но, наверное, оно и к лучшему. Без младшего Кагадеева будет совсем не то.

Еще, к моей радости, была пара вещей вполне в духе старых НОМ. Одна - про то, как мужик пошел на рынок купить помидоры и чуть не получил по морде от продавца. Из другой я только запомнил слова "Жид на веревочке дрожит." Было вроде еще что-то веселое, но я подзабыл.

Что еще интересного - Турист читал стихи с выражением. Был стих про воробья-вестника свободы. И как апофеоз - стих, посвященный публике, в котором публика без особых церемоний была щедро полита грязью. Поскольку я не могу похвастать феноменальной памятью, запомнил я только пару строчек, и то весьма приблизительно. Звучало это примерно так: "Все вы тут жиды и евреи, приперлись сюда со своей гонореей..." Публика при этом визжала от восторга.

В общем, концерт прошел на одном дыхании, отмеченный общим жизнерадостным настроем. Турист выкладывался на полную катушку, но притом держался с поразительным достоинством и ни разу не позволил себе ничего сверх меры. Только один раз кого-то обматерил.

Одеты были музыканты очень просто, как все гениальное, - на Туристе был спортивный костюм, под которым была обычная футболка, Кагадеев тоже был одет в спортивный костюм, под ним, однако, была ослепительно белая, накрахмаленная рубашка. Во что был одет Гусев - не помню. У Туриста была идеально аккуратная прическа - тщательно зачесанные назад волосы, вероятно, не без использования лака.

Только во время исполнения самой последней вещи Турист позволил себе небольшой маскарад: он убежал ненадолго и вернулся переодетый матросом, затем снова убежал и явился в образе некоего магистра-звездочета, в мантии и огромном колпаке. Потом он снял мантию, а под ней оказался военный мундир. Это было, так сказать, на десерт.

На бис ничего не спели, хотя народ просил и из толпы доносились выкрикиваемые названия старых песен, а одна девушка так жалобно простонала "Нина, голова болит!" что ее чуть было не поняли буквально. Но коллектив был непреклонен и не внял мольбам страждущей публики. Они гордо сошли со сцены, чтобы больше уже не возвращаться. А ведь это был их первый и, быть может, последний концерт в славном городе Кёльн.

Как бы то ни было, сей исторический момент теперь увековечен. И что особо ценно - словом.

Напоследок небольшой опрос обчественного мнения.



Кто изображен на этом портрете?

Кто изображен на этом портрете?
Российский президент
Путин В.В.
Уполномоченное лицо, поздравляющее россиян с наступающим
Володя Путин
Человек, похожий на Путина

Результаты


Сказать, што думаешь о статье:

Автор:
Мыло:
Город:
Што думаешь:
 

- Титул -

© 2000-2001 GUSTOW
 
1Ньюз 2Кино 3Мюзик 4Лит 5Жызн 6ПроЯ 7Ссыл 8ГКниг 9Наз 10Вых
 
TopList iz0 какандокало Удафф Машнин